Терри Майерсона (Terry Myerson) трудно поймать на слове. Его предшественник Стив Синофски (Steve Sinofsky) любил писать в блогах длинные статьи, восторженно рассказывая во всех телеметрических подробностях о компонентах Windows 7 и 8 (отчасти и 8.1). А вот Майерсон предпочитает, чтобы его продукты говорили сами за себя. Поэтому догадаться, что будет со следующей версией Windows, нелегко – но все косвенные признаки пока что благоприятные.
Перечислю для начала несколько моментов, которые могут кому-то показаться спорными, но мне, как давнему многострадальному обозревателю Microsoft, представляются очевидными.
• Microsoft Windows 8 (и Windows 8.1) – одна из величайших катастроф в истории Microsoft. Я не виню Синофски за попытку, но двухголовый монстр в стиле Джекила и Хайда не прижился, и было бы глупо со стороны Microsoft продолжать тратить на него деньги. Планшеты и смартфоны на полных основаниях затмили устаревшие компьютеры и ноутбуки по многим фронтам, но действия Microsoft только напрасно ускорили падение популярности традиционных компьютеров. Выпустив Windows 8, компания покинула 1,4 млрд. пользователей Windows на произвол судьбы, и они этим недовольны. (Сенсорные плитки в Windows Server? Не смешите меня!) Зато Win8 закрепила за Windows 7 статус самой популярной операционной системы для компаний и индивидуальных пользователей, привязанных к архитектуре Windows. Не такой уж плохой итог.
• Разработчики Microsoft изо всех сил пытались разделить Windows RT – «современный» набор API – на смартфонную версию (Windows Phone Runtime) и планшетно-настольно-прочую версию (WinRT). Год с небольшим назад я уже писал о печальном состоянии приложений для WinRT в Windows Phone 8 – в ответ на пресс-релиз Gartner, в котором утверждалось, что «[Windows 8] предоставляет общий интерфейс и набор API для всех устройств, от смартфонов до серверов». Это была исключительно рекламная чепуха, которая стала причиной одного из главных недостатков Windows 8. Рискну сказать банальность, но Microsoft стоило «вырастить» Metro из смартфонов до планшетов, вместо того чтобы упрощать до него настольные компьютеры. Синофски со товарищи воображали, что поступят очень хитро, перетащив существующую пользовательскую базу на Metro, но мало кто из пользователей на это согласился. В результате компания практически свернула шею пожилой курочке, несущей золотые яйца, и оттолкнула от себя массу корпоративных и индивидуальных потребителей.
• Спрос на компьютеры и ноутбуки с Windows, не заточенной под сенсорное управление (но опционально его поддерживающей), по-прежнему высок. Он, конечно падает, но в ближайшее время никуда не денется, а по мере развития голосовых, жестовых и прочих несенсорных методов управления может даже возрасти. Microsoft игнорирует – отталкивает – огромный рынок, пытаясь скрестить тостер с холодильником, то есть совсем новый сенсорный интерфейс с пожилой настольной средой, играющей по правилам клавиатуры и мыши.
Теперь по поводу оптимизма. Хотя подтекст в словах Майерсона довольно трудно угадать, а его высказывания вообще редко попадают в прессу, по-моему, он прекрасно понимает все перечисленные проблемы. Майерсон – идеальный человек на роль спасителя старого Рабочего стола и Metro. Остается только наблюдать, как он подойдет к решению поставленной задачи и получит ли для этого поддержку со стороны компании.
Достаточно вспомнить его прошлые заслуги. До декабря 2008 года – незадолго до того, как Синофски взялся за исправление провальной Windows Vista и начал разрабатывать Windows 7, – Майерсон отвечал за Exchange. Когда он возглавил разработку Windows Phone, его первым значимым решением стал отказ от операционной системы Windows Mobile и замена ее на новую Windows Phone. В июле 2011 года Энди Лис (Andy Lees), тогда уважаемый президент подразделения Windows Phone, настаивал на том, что Windows Phone и Windows должны развиваться параллельно, и говорят, Майерсон эту идею полностью поддерживал.
Синофски тогда тоже выступал за совместное развитие Windows Phone и Windows, но несколько в ином смысле: он хотел включить Windows Phone в свою империю Windows. Если посмотреть на корпоративную политику с точки зрения программного обеспечения, и Лис, и Синофски работали над WinRT (Windows Phone Runtime в смартфонной версии), только Лис отталкивался от смартфонов, а Синофски двигался вниз от Рабочего стола. Под воздействием обстоятельств в декабре 2011 года Лису пришлось уйти, и разработку Windows Phone возглавил Майерсон.
Два разных подхода к WinRT развивались независимо друг от друга. Синофски приделал одну версию к Windows 8. Майерсон создал другую версию для Windows Phone 7, значительно переработав ее для Windows Phone 8, и им не сойтись никогда. Тем не менее, кое-какой прогресс есть. WinRT для Windows 8.1 делает реверансы устройствам с небольшими экранами. В Windows Phone Blue (8.1? 8.5? кто знает, как это в итоге будет называться), говорят, появятся серьезные возможности повышающего масштабирования дисплея. Но две разновидности WinRT по-прежнему очень сильно различаются. Несмотря на то, что настольная WinRT и смартфонная Windows Phone Runtime стремительно двигаются навстречу друг другу, одна из них с Венеры, а другая – с Марса.
Эта проблема проявляется и в том, что существует одновременно два Магазина Windows (Windows Store) – один для настольной версии WinRT, другой (Windows Phone Store) для смартфонной Windows Phone Runtime. Они различаются как день и ночь – и это часть большой проблемы для разработчиков мобильных Windows-приложений.
В мае 2009 года Рэй Оззи (Ray Ozzie) говорил о «трех экранах и облаке», имея в виду экраны смартфона, компьютера, телевизора и решения, «поставляемые неким универсальным способом» для каждого из трех разных размеров. В этом и заключается задача с точки зрения разработчика: необходимо сделать так, чтобы инструменты разработки масштабировались для всех размеров экрана и были совместимы с облачными технологиями.
Возможно, я чересчур оптимистичен, но мне кажется, что в скором будущем вполне возможно объединение всех сенсорно-ориентированных компонентов в рамках единой парадигмы программирования под общим названием WinRT. Именно такую идею вынашивал Лис более двух лет назад. Теперь, когда за дело взялся Майерсон, это может стать реальностью.
Майерсон уже говорил о том, как эта цель будет достигнута – хотя в своем стиле, скупо и немногословно. На недавней конференции Microsoft для финансовых аналитиков он заявил:
«Нам необходим универсальный набор API для всех наших устройств. И все приложения, которые мы предоставляем наши пользователям, должны быть доступны на всех наших устройствах... Windows RT была нашей первой [операционной системой для] ARM-планшетов, а по мере превращения смартфонов в планшеты, ARM-планшетов будет становиться больше – ARM-планшетов с Windows».
Старые приложения для Win32, конечно, в обозримом будущем не переедут с мыше-ориентированной архитектуры Intel на сенсорно-ориентированные процессоры ARM, но если предположить, что Майерсон имеет в виду новые приложения, у нас есть слабая надежда. Может быть, для старомодных настольных компьютеров удастся выкроить небольшую нишу, отдельный островок стабильности, милостиво обойденный реформами, а стремительный цикл разработки сосредоточится на WinRT для всех платформ.
Опираясь одной ногой на Exchange, а другой на Windows Phone, Майерсон, возможно, сумеет создать такую Windows 9 – несколько версий Windows 9, – которые устроят и приверженцев мыши, и фанатов сенсорных экранов. Остается только надеяться.
Будущее – за мобильными устройствами, несомненно. Но прошлое – и настоящее – нуждается в более широкой поддержке настольных компьютеров.