Ни одно современное предприятие не может успешно вести бизнес без использования различных информационных систем, начиная с простейших бухгалтерских и кадровых систем и заканчивая интегрированными системами категорий ERP, CRM и т.д. Для успешного функционирования корпоративных информационных систем требуется устойчивая и надежная компьютерная и сетевая инфраструктура.
Наиболее часто такая инфраструктура создается на самом предприятии, а для ее поддержки (а также для поддержки и совершенствования корпоративных информационных систем) возникает внутрикорпоративная служба ИТ.
Как правило, служба ИТ занимает внутри предприятия достаточно изолированное место, поскольку ее функции напрямую не соответствуют основным бизнес-целям предприятия (если только оно само целиком не специализируется в области ИТ). Эта изолированность и специфичность службы ИТ создает для руководства предприятия ряд сложностей. Во-первых, менеджерам предприятия, являющимся экспертами в основной области бизнеса компании, трудно подобрать экономически целесообразный и достаточно квалифицированный персонал службы ИТ. Часто приходится начинать с подбора дополнительного менеджера – руководителя службы ИТ.
Во-вторых, для мелких и средних предприятий может оказаться слишком накладно содержать внутри своей службы ИТ высококвалифицированных сотрудников, которые не будут сильно загружены. Поэтому вполне вероятен компромисс, при котором в службе ИТ работают специалисты, квалификация которых не позволяет быстро и качественно разрешать возникающие проблемы.
В-третьих, если служба ИТ хорошо и правильно организована, то ее сотрудники по определению должны быть слабо загруженными. Слабая загруженность службы ИТ означает, что на предприятии все информационные системы и информационно-телекоммуникационная инфраструктура работают надежно и качественно. Вместе с тем, слабая загруженность ИТ-специалистов неизбежно ведет к их дисквалификации.
Наконец, предприятие, имеющее собственную службу ИТ постепенно становится заложником этой службы. Основной бизнес компании начинает в высшей степени зависеть от качества работы непрофильных для компании в целом ИТ-специалистов.
Все перечисленные трудности хорошо известны руководителям практически любого современного предприятия (коммерческого, государственного, научного и т.д.). Однако пока еше не все руководители знают о наличии реального пути к радикальному преодолению этих трудностей – использованию ИТ-аутсорсинга.
Аутсорсинг в целом определяется в Википедии следующим образом:
использование внешнего источника/ресурса — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
В той же Википедии отмечается, что:
в российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.
В этот перечень в качестве одного из важнейших компонентов и входит ИТ-аутсорсинг:
частичная или полная передача работ по поддержке, обслуживанию и модернизации ИТ-инфраструктуры в руки компаний, специализирующихся на абонентском обслуживании организаций и имеющих штат специалистов различной квалификации.
Список западных компаний, оказывающих услуги ИТ-аутсорсинга, исключительно велик и включает, в частности, таких компьютерных гигантов, как IBM и Hewlet-Packard, наряду с бесчисленным множеством средних и мелких консалтинговых компаний. В России также имеется значительное число компаний, занимающихся, среди прочего, ИТ-аутсорсингом. Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Компании Systemintegra вы можете доверить администрирование сервера, работающего на Unix-подобной операционной системе (Linux/FreeBSD). Одна из лидирующих российских компаний в области аутсорсинга технической поддержки. Заказчикам предлагается как абонентское обслуживание по комплексному сопровождению серверного оборудования, так и разовые работы: проведение аудита безопасности, резервное копирование и перенос информации, защита от Ddos-атак, оптимизация сервера под CMS Битрикс.
IT-компания Гиперметрика оказывает услуги ИТ-аутсорсинга, среди которых основными являются абонентское обслуживание компьютеров организаций и настройка серверов под управлением Windows и Linux. Кроме того, список услуг ИТ-аутсорсинга включает внедрение IP-телефонии на основе Asterisk, сопровождение высоконагруженных интернет-проектов (сайтов с высокой посещаемостью), внедрение и сопровождение решений 1С:Предприятие.
Компания БитПрофи предлагает клиентам широкий спектр услуг как по обслуживанию компьютеров организаций (начиная от разовых услуг ИТ-аутстаффинга и поддержки 1С до абонентского обслуживания компьютеров и серверов), так и по внедрению и консалтингу (от CRM и автоматизации бизнеса до разработки программного обеспечения на заказ). Девиз компании: информационные технологии должны работать для вашего бизнеса, а не наоборот.
Специализацией компании Metadesk является настройка и абонентское обслуживание компьютеров и серверов, сетевой инфраструктуры, систем телефонии, офисной техники, а также квалифицированная техническая поддержка пользователей. Компания ориентирована на предоставление услуг малому и среднему бизнесу, поэтому берет на себя все взаимодействие с третьими ИТ-провайдерами, подбор и закупку оборудования – становится единой точкой контакта по ИТ-вопросам для сотрудников заказчика. Руководство компании уделяет особое внимание наличию в штате квалифицированных специалистов, обеспечению использования современных инструментов, внедрению эффективных процессов и конечно – комфортному сервису для заказчиков.
Наконец, Swedbyte – шведский поставщик ИТ-услуг в России, специализируется на IT-аутсорсинге (включая удаленное и выездное обслуживание информационных систем), IT-консалтинге и облачных сервисах. Участвуя в международных проектах по предоставлению поддержки для глобальных фармацевтических, телекоммуникационных компаний, авто-концернов и т.д., Swedbyte также оказывает поддержку западным компаниям в Санкт-Петербурге, зачастую не имеющим собственных IT-специалистов и желающим получить качественный сервис и стабильно работающие информационные системы.
Приведенный список далеко не полон, но даже он показывает, что российские компании, желающие освободиться от бремени ИТ-службы, имеют большой выбор провайдеров услуг ИТ-консалтинга. Правильный выбор провайдера – это тоже непростая задача, но все же она более по плечу руководителям предприятий, чем эффективная поддержка собственной ИТ-службы.