Да, это еще только начало. MS Windows 8 вышла лишь в конце октября, так что продажи еще вполне могут вырасти. Тем не менее, не будет преувеличением сказать, что каждую неделю начиная с Дня благодарения Microsoft получает порцию неприятных новостей.
Достаточно вспомнить последние известия.
• 28 декабря компания, специализирующаяся на онлайн-рекламе и аналитике, сообщила, что на пользователей планшетов Surface RT за несколько недель накануне Рождества пришлось менее 0,25% веб-трафика, в то время как пользователи Apple iPad по-прежнему генерируют более 87% планшетного трафика в США и Канаде.
• 27 декабря гендиректор крупнейшего японского провайдера компьютерных услуг заявил, что Fujitsu не удастся достичь запланированного на год уровня поставок персональных компьютеров из-за низкого спроса на операционную систему Microsoft Windows 8.
• Неделей ранее президент американского подразделения Acer Эммануэль Фромонт (Emmanuel Fromont) заявил: «Старт, без сомнения, медленный». А в конце ноября финансовый директор Asus Дэвид Ченг (David Chang) отметил: «Спрос на Windows 8 сейчас не так уж высок».
• В начале декабря, четыре недели спустя после релиза, доля «восьмерки» в продажах компьютеров с Windows за обозначенный период составила всего 58%, а Windows 7 в свое время заняла 83% в продажах Windows за первые четыре недели после выпуска, по данным исследовательской фирмы NPD, чьей статистике я доверяю. (Вообще, большинство статистических данных вызывает сомнения, поскольку многие компании не делятся сведениями о реальных продажах конечным пользователям, заставляя аналитиков вычислять эти цифры самостоятельно.) И стоит учитывать, что продажи персональных компьютеров ко времени выхода Windows 8 снизились в целом, поэтому новая ОС получила меньшую долю и без того уменьшившегося пирога.
Да, председатель Dell Майкл Делл (Michael Dell) заявлял в середине декабря, что интерес к Windows 8 «довольно высок», а гендиректор Microsoft Стив Балмер (Steve Ballmer) утверждает, что спрос на Windows 8 превышает спрос на Windows 7. Мне очень трудно в это поверить, и я подозреваю, что в статистике Балмера немало дезинформации, как уже писал мой коллега Вуди Леонхард (Woody Leonhard) в конце ноября.
На рынке ПК затишье
Незадолго до Рождества я заглянул в магазин Best Buy на окраине района Мишн Дистрикт в Сан-Франциско. В очереди за новым iPhone и за Android-смартфонами надо было стоять минут 45, а вот у прилавков с компьютерами и планшетами на базе Windows 8 почти никого не было. Обычно я не сужу по одному магазину, но увиденное вполне согласуется с заявлениями азиатских производителей и статистикой продаж от NPD.
Согласуется это и с рейтингом ста самых популярных товаров в разделе потребительской электроники на Amazon.com. По состоянию на 2 января в списке фигурируют всего два компьютера, причем портативных: 13-дюймовый MacBook Pro на 82-м месте и Dell Inspiron с Windows 7 на 87-м. Если бы на Amazon продавались iPad и iPhone, персональные компьютеры, подозреваю, даже не попали бы в сотню бестселлеров.
Брендан Барникл (Brendan Barnicle), аналитик Pacific Crest Securities, заявил в интервью The New York Times, что планшеты замедляют рост продаж ноутбуков, составляющих сегодня основной костяк рынка персональных компьютеров. «Планшеты делают с рынком ноутбуков то же, что в свое время ноутбуки сделали с рынком настольных компьютеров, – отметил он. – Они никуда теперь не денутся».
Ёсихиса Тоёсаки (Yoshihisa Toyosaki), аналитик токийской компании Architect Grand Design, дает еще более суровую оценку. В интервью Bloomberg News он заявил, что «нельзя питать оптимизма в отношении рынка персональных компьютеров... ставка производителей ПК на Windows 8 проиграла, дешевые планшеты уводят у них покупателей».
А фоном всему этому, конечно же, служит продолжающееся ослабление глобальной экономики, особенно в Европе. Даже в лучшем случае большинство покупателей и предприятий не спешат заменять существующие компьютеры. Microsoft не сумела заинтересовать индивидуальных потребителей продуктом, который стоит дороже, весит больше и смотрится менее стильно, чем разнообразные мобильные устройства. А что до предприятий, то решение Microsoft радикально переделать интерфейс Windows вынуждает компании тратить ресурсы на переподготовку и непрерывную техническую поддержку пользователей, – тоже не самый лучший повод для покупки.
Surface RT почти отсутствует в сетевой статистике
Статистика использования устройств – не то же самое, что статистика продаж, но о популярности разных моделей планшетов по ней судить можно. Если верить последнему отчету Chitika, планшет Microsoft Surface RT едва-едва отметился в наблюдениях.
Chitika сравнила количество запросов веб-страниц для iPad и для всех остальных планшетов за вторую неделю декабря. Судя по таблице, в категории «не iPad» лучше всего проявил себя Amazon Kindle Fire: он обеспечил 4,88 обращений к веб-страницам на каждые 100 запросов с iPad. На втором месте – планшеты Samsung Galaxy, на которые приходится 3,04 запроса, а третью строчку заняли планшеты Google Nexus с 1,22 запросов. На Surface RT пришлось всего 0,22 обращений к веб-страницам из каждых 100 запросов с iPad.
Модель Surface Pro на базе Windows 8, которая уже скоро должна появиться в продаже, может оказаться более популярной, но стоит она довольно дорого, так что на огромный успех рассчитывать не приходится.
Рождественский сезон не порадовал производителей ПК
Никогда раньше крупные производители компьютеров не отзывались о Microsoft так критически, как за последние два месяца. Отчасти это наверняка вызвано обидой: компания сильно разозлила своих партнеров, неожиданно выпустив собственный планшет и превратившись, таким образом, в их непосредственного конкурента.
Если бы компьютеры с Windows продавались хорошо, производители еще могли бы смириться, – но похоже, об этом говорить не приходится. Не знаю, что Стив Балмер делал на праздниках, но это вряд ли было лучшее Рождество в его жизни.